Основной строительный материал организма – белки. При недостатке белка в пище дети не могут расти здоровыми. В этом случае задерживается не только их физическое развитие и рост, но и умственное развитие. Дети, получающие недостаточно белка, часто болеют, быстро утомляются и учатся хуже сверстников. Только на фоне достаточно высокого уровня белка в питании детей в их организме создаются наилучшие условия для нормального функционирования всех его систем.
Сколько белка ежедневно должны получать с пищей дети различного возраста?
Чтобы обеспечить нормальный рост и развитие организма, ребенок в возрасте 1-3 лет должен получать 4 г белка на каждый килограмм веса тела, в возрасте 3-7 лет – 3,8-3,5 г белка, школьник – 3-2,5 на килограмм массы тела. При этом следует учесть: чем меньше возраст ребенка, тем больший удельный вес в его пище должны занимать белки животного происхождения. Так, в рационе детей ясельного возраста белки животного происхождения должны составлять примерно 70 процентов, дошкольного возраста – не менее 60 процентов, в рационе школьников – 50 процентов по отношению к общему количеству потребляемого ежедневно белка.
Как белки усваиваются в организме? Как «работают» белки?
Вас, конечно, интересует, в каких продуктах содержится больше белка? Но прежде чем говорить об этом, необходимо сообщить, что молекула белка строится из различных «химических кирпичиков» — аминокислот. Некоторые из них организм синтезирует сам, но большинство получает с пищей (последние носят название незаменимых).
Поступая в организм, белки пищи расщепляются на составные части – аминокислоты, из которых организм строит свои белки. При этом совершается величайшее чудо превращения мертвых белков пищи в живые белки организма. Этот живой белок образует протоплазму и клетки, в нем происходит обмен веществ.
Белки пищи отличаются разнообразием своего аминокислотного состава. В связи с этим организм получает возможность отобрать наиболее необходимый ему в данный момент строительный материал.
Поскольку различные аминокислоты содержатся в различных продуктах, то для того, чтобы растущий организм получил полный набор необходимого ему строительного материала, пищу нужно разнообразить.
Где брать белки: продукты, блюда
Наиболее ценные белки содержатся в мясе, рыбе, яйцах, молоке. Однако и белки растительных продуктов необходимы детям. В сочетании с белками животного происхождения они создают наилучшие комплексы аминокислот, используемых организмом для процессов роста. Кроме того, белки растительных продуктов (хлеба, круп, макарон и т.д.) способствуют поддержанию в организме азотистого равновесия. Поэтому крупяные и овощные блюда необходимо сочетать с мясными, рыбными, с яйцами, молоком, а также молочными продуктами: творогом, сыром и другими. Очень полезна, например, овсяная или гречневая каши с молоком: аминокислоты этих круп и молока вместе дают ценное сочетание.
Все «белые каши» (рисовая с молоком, манная с молоком и другие) также необходимы детям, особенно малышам.
Чрезвычайно ценным продуктом, приготовленным к употреблению само природой, является молоко.
Малышам от 1 года до 3 лет необходимо 700 мл молока в сутки ( в любом виде). Детям от 3 до 5 лет достаточно 600 мл. Школьники должны получать молока не менее 500 мл в день. Только больным детям по рекомендации лечащих врачей употребление молока может быть ограничено.
Яйца с полутора лет можно давать ребенку ежедневно, но не более одного в день. Однако, если они вызывают аллергию, их нужно временно исключить из меню.
Мясо в рационе ребенка 2,5 – 5 лет предусматривается в количестве 80-100 г, в рационе 7-10-летнего 140 г, в 11-13 лет 175 г, и, наконец, в 14-17 лет 220 г в сутки. При этом его дают не только в виде фарша или котлет, но и вареное и жареное, а также в виде сосисок, нежирной колбасы или ветчины. Вместо мяса периодически в рацион детей необходимо включать рыбные блюда.
Однако нельзя допускать перенасыщения рациона детей избыточным количеством белка, особенно животного происхождения. Это приводит к нарушению пищеварения, распаду тканевых белков, к токсикозам и другим серьезным расстройствам. Необходимо учитывать, что детский организм не в состоянии депонировать белки и должен полностью их расходовать. Избыточное поступление белка в организм вызывает большое напряжение обменных процессов.
Источник: «Азбука питания и воспитания», С. И. Елкина